Тренинг как кино – зачем это надо?

Я не мыслю себе тренингов без художественной составляющей. По моему глубокому убеждению, хороший тренинг должен в обязательном порядке включать черты хорошего “экшна” и душещипательной мелодрамы, вышибающей слезу из глаз. Причем тренеру, совершенно как режиссеру, предстоит поставить и сыграть всю эпопею за отпущенный ему день-два силами имеющейся “труппы”, записавшейся на тренинг. Это весьма сложно, энергозатратно, но совершенно необходимо. Вот почему.

В староглинянные времена я начал читать тренинги, популяризующие лучшие практики, которые накопила моя команда. Реакция, с которой я столкнулся, условно делилась на два типа сообщений: “зачем это надо?!!” и “о да, это прямо про нас! Если бы я знал про это раньше!!!..”. Соответственно те, кому непонятно, зачем это надо, материал усваивали плохо несмотря на все объяснения и заверения “поверьте, это совершенно необходимо уметь!”. Те же, кого жизнь уже брала за жабры и зажимала дверью аналогичных ситуаций, с увлечением учились, задавали толковые вопросы и требовали дополнительных материалов.
Апогеем, за которым произошло прозрение, стала покупка одной забавной книги про организацию бизнеса. Я ее читал, хватался за голову и орал “эх, мне бы эту книгу 5 лет назад…”. И эта фраза мне живо напомнила аналогичные вопли на тренингах. Вывод простой – пока ты на своей шкуре не испытал то, о чем говорит автор – ты просто не понимаешь, о чем идет речь. Примерно как рассказывать человеку, который всю жизнь прожил в подземелье, что такое небо в степи. Поэтому вторая часть мысли “…и если я б ее получил 5 лет назад, я б в ней ничерта не понял!!!” не показалась мне неожиданной. Тут же я понял, что все мои тренинги нуждаются в немедленном апгрейде – они должны быть перестроены так, чтобы не просто давать знания, а загонять участников в ситуацию где они прочуствуют зачем и почему эти знаниянавыки нужны и будут вынуждены применить эти знания. Проще всего это сделать, встроив участников тренинга в экшн – постановку реальной жизненной ситуации. Например, если мы говорим про управление ожиданиями Заказчиков и балансировку “желаемоевозможное”, то я беру тех кто был в аналогичной ситуации и назначаю их Заказчиками, а тех кто не был – Подрядчиками, а потом формулирую вопрос по которому надо договориться. Сам смотрю со стороны и получаю удовольствие 🙂

(Заметка на полях: из описанного выше легко вывести что есть темы, на которые можно говорить только после того, как человеком накоплена определенная сумма переживаний в определенных ситуациях – до этого эта область мира для человека как бы не существует, он в принципе не может эту тему изучать. Например, пока человек не знает математики и логики – практически бесполезно учить его системному анализу).

Вторая часть – это про душещипательность. Зачем она нужна? Собственно, нужна не душещипательность, а богатая палитра художественных средств для реализации цели номер раз (написана жирным вверху). Если мы снимаем “Пиратов Карибского моря” – наша палитра ограничена только бюджетом. Если мы проводим двухдневный тренинг и в нашем распоряжении проектор и флипчарт – палитра существенно суживается: практически до визуального ряда презентаций, рисовательных способностей тренера, плюс его способности художественно читать текст. Для настоящего вовлечения в материал этого мало, но в палитре есть мега-средство – совместное отыгрывание ситуаций. Нужно ставить сцены участия с самими участниками тренинга, выступая сценаристом, режиссером, героем главного плана, постановщиком и оператором. Поскольку декораций минимум, пиротехники и каскадеров нет, компьютерные спецэффектны не нарисованы – то на первый план выходит актерское  мастерство главного героя (надо быть чисто как Энтони Хопкинс в “Молчании ягнят”) и сценарий – супер-мега-сценарий, который невозможно испортить даже самыми никудышными актерами (как в “Поезд на Юму”).

Через неуклонное следование указанным двух правилам неизменно получаю хорошее вовлечение, и как следствие – хорошее усвоение материала. Хорошее усвоение материала – это хорошие оценки участников и возросшая эффективность сотрудников, что неизменно радует руководителей. Но именно это (усвоение материала) и является для меня первичным, а не “зажигание” и не “камлание с бубном” – напоминаю, это всего лишь средства в палитре.

Тренинг как кино – зачем это надо?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *