eLearning заменит учителей? Ай, вы делаете мне смешно!

Развитие Интернета и его почти повсеместное распространение превращают школьную зубрежку в пустую трату времени. Школьников от знаний отделяет всего лишь один клик мышью. Такое, заявление делает британская The Times со ссылкой на Дона Тепскотта, автора бестселлера «Викиномика» и защитника «поколения сети». Существование таких сервисов как Google, Википедия и он-лайн библиотеки, должно заменить старые методы преподавания, основанные на запоминании, утверждает Тепскотт.

image Я и мои коллеги проводим занятия в виртуальных классах довольно часто. Вот прямо сегодня веду тренинг и… мучаюсь. Именно поэтому когда я слышу заявления иных пионЭров электронного обучения я затрудняюсь определить – то ли они реально верят в то что говорят и потому идиоты, то ли ли просто впаривают модную тему и потому оголтелые популисты?

Да, электронные классы, VLE и паутина легко и уверенно решают некоторый набор вопросов – как пользоваться инструментом? как расшифровывается термин? что написано в новой рабочей инструкции? Но все эти задачи – это задачи near transfer-обучения. Когда речь идет про far transfer-обучение – эти инструменты становятся ужасающе неэффективными. И вот почему.

Аспект первый. Дело в том, что far transfer предполагает проигрывание нескольких ситуаций. Проигрывание, переживание. Я уже писал про это. Без этого – половина эффекта исчезает, зачастую восприятие знания и выработка навыков просто не происходит. Сделать это в электрическом классе? Отловите кого-нибудь из коллег, кто играл в театре, и спросите – а слабо сыграть как в спектакле, но снимать мы будем кино, режиссировать одновременно, и дублей у тебя не будет? Лично мне сразу вспоминается старый добрый анекдот про присядку. Сыграть настолько хорошо – это я не знаю, мне кажется Рассел Кроу так не сможет. Я делаю все возможное – но эффект от тренинга в электрическом классе всегда слабее.

Второй аспект. Передача концепций и принципов, а не моторных навыков, предполагает установление личных отношений – поделиться друг с другом картинами мира, найти точки соприкосновения, расширить сеть понятий и концепций собеседника, найдя точки соприкосновения и активировав ранее имевшиеся знания. А теперь подумайте, каково установить эти отношения через видео? Даже если ты знаешь человека 5 лет, и точки соприкосновения давно найдены – первые “видеоуроки” оставляют взаимное чувство легкой неловкости. С незнакомым человеком вообще караул – попробуйте выпить водки по конференц-связи, ощущения будут сходные. Даже если делаешь все возможное – ощущение личного контакта на порядок слабее.

Поэтому когда я вынужден проводить far-transfer тренинги в виртуальных классах, VLE или через фильм на DVD – я точно знаю, что эффект будет вполовину ниже, а мои энергозатраты – вдвое выше. Нет, простите, электронное обучение еще не годится для замены учителя.

Означает ли это, что у технологий электронного обучения нет будущего? Отнюдь нет – у них есть отличное применение, они идеально подходят для near-transfer обучения, и тут им нет рааных. Потому что на данном этапе квалифицированный учитель в режиме личного присутствия для near-transfer – это слишком дорого, дорого и бессмысленно. Ну представьте себе – заказывать у меня обучение по use cases basics; какой смысл? Про это расскажет любой аналитик, и на достаточно приемлемом уровне, и в 10 раз дешевле. Если он запишет этот рассказ на камеру или передаст через Live Meeting -  ценность его не уменьшится.

Кроме того – есть ведь и будущее. Через N лет технология и общество шагнут далеко вперед, и личное присутствие через веб станет технологически неотличимо от реального, а личное присутствие через веб – социально-приемлемым. Вот тогда будет хороший шанс проводить занятия для студентов с нескольких континентов, поглаживая кота сидя в домашнем кресле 🙂

eLearning заменит учителей? Ай, вы делаете мне смешно!: 1 комментарий

  1. Уведомление: Anton

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *