Еще один пинок по самолюбию менеджеров, или откуда у них «звездная болезнь»

Поступили забавные соображения. Настолько забавные, что надо написать про них пост. Точнее, про вызвавший их миф. Соображения такого характера — «вот ты ругаешь менеджеров, а ведь именно  их искусство привело  компанию к текущему уровню процветания? Имеющаяся ситуация — она же следствие их усилий?».

Камраден, «впоследствии» не означает «вследствие». Ну то есть я вот утром стал проснулся и стал думать — «солнце должно встать! Солнце, приказываю тебе встать!» — и оно встало. Ясен пень — если б я так не думал — оно бы не встало! Бред? Множество «усилий» так называемых «менеджеров» — оно строго такого же характера. Быстрый тест — типа ни у кого в жизни не было ситуаций, когда менеджер говорил — «сделай вот эту Бодягу, она судьбоносна, от нее зависит само существование нашей компании!» (может слова были другие, но суть та же), а ты не делал. Ну было же? И что, компания гибла? На самом деле, во многих случаях одаренность (как и убогость) главного и его менеджеров — она ничего не решает.

У нас среди Заказчиков был один, где Ген. Дир. был жутким разгильдяем. Исключительно милый человек, чисто по-человечески — очень его люблю. За 5 лет сотрудничества он буквально пару раз успевал на собрания вовремя, терял почту, забывал бумаги, затягивал решения, не обновлял основные фонды, менял порядок работы, ругался с ключевыми клиентами, увольнял лучших сотрудников, терял ведущих окучивателей клиентов, ломал методику учета и т.д. И хоть бы что — компания продолжала работать. Потому что бизнес-модель, которая использовалась — она была титаново-ванадиевая с кумулятивными экранами, активной броней, разнесенными коробами и системой защиты «дрозд» — компания продавала то, что расходилось как горячие пирожки, и в силу определенных причин была чуть ли не монополистом. Да, по моим оценкам прибыльность могла быть спокойно раз в 10 больше, а по оценкам известной консалтинговой компании — примерно в 28. Но даже ее имеющейся прибыльности с лихвой хватало не только чтоб компенсировать его ошибки, но и дать прибыль, которой хватало чтоб нанять новых вменяемых людей вместо в бешенстве уволившихся. (Это был кстати первый гендир с дипломом МВА, которого я увидел. Тогда и закрались сомнения, ага). Неужели эта компания просуществовала почти 20 лет? Как такое может быть? Неужели Невидимая-Рука-Рынка не прибила ее Гневными-Отзывами-Заказчиков и Исчезновением-Спроса?

Компания основана в 92м году, когда Ген. Дир. нашел бизнес модель. По рассказам очевидцев — Ген. Дир. тогда дурил и мотал деньги так, что теперешнее поведение — чисто тишина. И компания успешно работала до 2002. В 2002 начался спад, и сейчас уже даже сайт не открывается. Почему? Потому что в 2002 году стала стремительно терять актуальность бизнес-модель. Надо было изобретать новое, перестраиваться. Но мы думали что мы самые умные — фигли, мы лидеры отрасли! Никто не имеет такого размера как мы! Ни у такого нет такого оборудования как у нас! Никто не имеет такого количества клиентов как мы! А теперь уже даже сайт не открывается. И это не единственная компания с таким «карьерным путем».

Это я к чему? К тому, что при определенной бизнес-модели (например, ты вскочил в 90х на только что создающийся рынок, а он только продолжает расти) ты как Ген. Дир. можешь быть серой посредственностью — а компания будет расти, потому что рынок растет, а бизнес-модель удачная. Тебе как управленцу достаточно уровня чуть ниже плинтуса — чисто чтоб не развалилось (если тебе не хватат здравого смысла даже на это — то тогда караул, это к другим специалистам). Тебе даже не нужно качество — достаточно достаточного уровня, чтоб отличаться от совсем убогих идиотов, которые клепают полную ерунду (кстати, приколись — их краткосрочные финансовые показатели будут даже лучше твоих, и на карман они кстати положат больше). У тебя даже могут быть завальные проекты — неважно, прибыли с новых покроют убытки. У тебя могут разбегаться сотрудники — неважно, раз у тебя есть деньги то придут новые. Главное чтоб в твоей бизнес-модели было предусмотрено воспроизводство продаж — остальное уже дело десятое. Ну и уж вообще не парься про свой средний менеджмент — их можно отбирать по критерию «кто меньше парит мозг».

Означает ли это, что что среди Ген. Диров умных людей? Давайте разберемся, что такое «умный человек». Например, изобрести вот такую бизнес-модель как описанная выше — это разве не гениально? Даже если мужик ее чисто на улице нашел — разве не замечательно такое везение, кто из вас может похвастаться сравнимым? Не потерять свой прибыльный бизнес, когда рядом так много желающих прибрать к рукам — это разве не достижение? Нет, камраден, умные люди там есть — дай нам бог быть настолько же умными.

Но вот толковых управленцев среди — нет (точнее, они очень редки). И среди нанятых ими толковых управленцев тоже нет. Это потому, что чтобы начать и запустить бизнес — нужны специальные качества, в первую очередь везение, трудолюбие, харизма и выход на определеных людей. А чтоб его поддерживать — нужны совершенно другие качества: системный анализ, способность организовывать и считать, воля, умение работать с людьми, сеть контактов профессионалов. С этими наборами качеств обычно получается «или — или» — или ты бодро дубасишь в поте лица, или оттачиваешь аналитический ум.

Оценить наличие или отсутствие этих качеств если их нет у тебя — очень сложно, практически невозможно (как оценивать  то, что сам не представляешь?). Нанимают они обычно толковых парней с блеском в глазах — чисто потому, что они напоминают им их самих. Парни начинают бодро вытворять всякое — аж дым идет. Происходит это на фоне роста прибылей — из чего делается вывод, что это мы умелые управленцы, есть чем гордится. Через это у них наступает «звездная болезнь» и их здорово прет от собственной офигенности. Хотя нередко — если б не их деятельность, прибыльность могла бы быть и больше.

Означает ли это, что толковые управленцы в природе не существуют, а все происходит строго вопреки, типа как с рогатым боссом Дилберта? Нет, не означает. Посмотри на компанию, успех которой не просто «существенный», а срывает башку. Если она работает не в финансах — то почти наверняка ты в ней обнаружишь команду умный фаундер(ы) + исключительно толковых управленцев.

Кстати, обратите внимание — в описанной схеме вообще не фигурирует слово МВА. Я скажу коротко, потому развернутое объяснение приведено вот здесь — кузнец просто не нужен, и все кто в теме — это понимают.

Еще на эту тему:

Еще один пинок по самолюбию менеджеров, или откуда у них «звездная болезнь»: 5 комментариев

  1. Денис, а ты знаком с теориями ЖЦ бизнес-систем? (кроме Адизеса. с его работой вижу знакм :)))
    В 2004 году вышла презентация двух российских бизнес-консультантов, которые впоследствии реорганизовывали Норильский никель.
    Они назвали свою теорию «Теория фазовой трансформации бизнеса».
    Идеи Адизеса и др гуру были положены в основу теории развития бизнес-системы.
    интересно? могу выложить.
    только куда?

    1. To: maxY
      Новые вещи всегда интересны, особенно если кто-то проделал кропотливую и вдумчивую работу по фильтрацию горы инфы и отделению зерен от плевел. Смело засылай мне в почту.
      Интересно будет сверить с моей собственной теорией 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *