Тайная методика чтения: часть 2 – чтение на профессиональные темы

Когда на прошлых выходных был в Москве, то вынужденно ворошил свои бумажные архивы на предмет одной специфической бумажки. В процессе ворошения обнаружил старую папку «на прочитать». Такую папку я себе формировал практически каждый день – и читал вечером в метро, за ужином и утром по дороге на работу. Папка содержала десятки распечаток на самые разные темы: как пересобирать ядро линукса, как делаются диаграммы гантта, как включить трансляцию NetBIOS, где в Америке жить хорошо, обзор Remote Management Tools, сравнительный анализ асимметричных алгоритмов шифрования – короче, фантастическое количество совершенно разнородной инфы. И всю эту бодягу я читал – повышал, так сказать, свой профессиональный уровень.

Так вот, так делать не надо.

Потому что на усвоение этого материала я потратил колоссальное количество времени, а пригодилось мне из этого – хорошо если десятая часть. Все остальное я тупо забыл – время, потраченное на чтение всей этой лабуды, с большего выкинуто на помойку. Отчего так получается?

Дело в человеческом когнитивном процессе. Чтобы научиться что-то делать – ты должен сначала проштудировать теорию и получить знания, а потом упорным применением на практике превратить знание в навык. Применение оттачивает навык, от отсутствия применения навык теряется. То, что ты не применяешь – ты постепенно забываешь.

Поэтому лет наверное 5 назад я кардинально реформировал свою систему чтения.

  1. Я начал формировать библиотеку по самым разным областям знаний своих профессий. Я отбираю туда книги как нужные «на сейчас» — которые потребуются сегодня или завтра, так и нужные «на будущее» — некоторые из которых стоят года по 3 и все еще не прочитаны. Вместе с тем все книги просмотрены, а оглавления многих – еще и аннотированы. Зачем это надо? В оглавлении каждой книги помечены ответы на вопросы, которые можно получить из этой книги. В моих тайных блокнотах с заметками по соответствующим темам – соотвественно помечены книги и главы, с которыми надо консультироваться по конкретным вопросам. Что дальше?
  2. Дальше по утрам я произвожу отбор книг на «прочитать сегодня» – обычно это одна, редко 2-3 книги (когда нужно прочитать несколько разделов иили глав из них). Отбор книг я произвожу по простому принципу – скилл, который мне нужен сегодня. Например, на этой неделе я буду производить performance review. Тогда я откладываю Our Iceberg is Melting, в котором прочел нужную главу, и беру в руки Managing People: Creating Success, конкретно раздел Performance Review.
  3. В левом кармане моей рубашки всегда живет ручка. В процессе чтения я достаю и безжалостно помечаю важные места и формирую на форзаце список action items, которые мне надо сделать сегодня в связи с прочитанным. Также по всем прочитанным главам и разделам я пишу follow up – краткое (абзац, 5-7 предложений) изложение сути изложенного автором. Почему так? В коммерческих книгах очень много воды, очень часто растянутое там на 10 страниц помечается в один абзац. Также короткая «выжимка» сути помогает потом быстро восстановить в памяти прочитанное – если возникает необходимость восстановить в памяти содержимое главы, прочитанной пару лет назад.
  4. Пешую часть дороги в офис я думаю над прочитанным – как прочитанное прикрутить к жизни? Почему работает то, о чем рассказал автор? Заработает ли это в моем тиме? Что надо изменить чтоб это заработало? Что можно придумать новое на основе изученного? Как это соотносится с прочитанным ранее, как это можно сочетать?
  5. Приходя в офис – немедленно начинаю претворять в жизнь намеченные action items. После претворения – делаю в голове «разбор полетов» и записываю выводы в спец тетрадь, помещая перекрестные ссылки на прочитанное в тетрадь, а в прочитанное – на страницы в тетради, содержащие дополнения к изложенному автором.
  6. Периодически сам для себя я пишу статьи-обобщения – интегрирующие несколько исследованный областей и дополняющие большую картинку профессиональной области (картинка – это не преувеличение, я действительно часто использую картинки для представления областей знаний и связей между ними).

Такй системой я стабильно пользуюсь последние лет 5. В процессе обнаружил и поборол несколько сложностей с применением этой системы.

  1. В метро сложно сосредоточиться. Вокруг шумят, пихаются, надо следить за станциями. Как поборол? Посидел полгода в одной комнате с сэйлами. Теперь я могу сосредоточенно работать даже во время артиллерийского обстрела. Думаю, у всех остальных проблема решится практикой в течение года.
  2. При пересадках и реагировании на внешние события (наступление на ногу например) возникает обрыв мысли, а следовательно – потребность в регрессии. Как поборол? Начал читать текст блоками, после каждого формируя в голове основную мысль, которую хотел донести автор. В начале даже часто подчеркивал или записывал ее. Как следствие – регрессия вообще не нужна или нужна очень короткая – несколько секунд.
  3. Необходимость быстро обрабатывать большие объемы информации в короткий промежуток времени – рекомендую изучить и применять хотя бы базовые техники скорочтения. Даже если вы элементарно начнете читать без регрессий при большом поле зрения и умелом выделении доминанты – скорость обработки информации увеличится в разы.
  4. Множество нужных книг покупаются на электронных носителях. Про чтение книг на электронных носителях – расскажу отдельно в следующем посте.

Еще на эту тему:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *