Think poor – разъяснение, когда надо и когда не надо вкладываться в инструменты продуктивности

Так совпало, что все сегодняшнее утро было занято разговорами про запускающиеся бизнесы. Камрады озвучивали громадье планов: надо закупить свежие hp-ишные сервера, разработчиков мы посадим на 550е идеапады, каждому надо выдать по йоте чтобы можно было работать из дому…

Я цинично прошелся коваными сапогами по фантазиям молодых дарований. Ни копейки денег на такую инфраструктуру при запуске стартапа они не получат. Напротив – скорее всего для развертывания своего чудо-портала они получат самый дешевый VPS, и до появления полноценного прототипа которые сделает цифры по посещаемоти и прибыли они вообще мало что получат. Почему? Потому что нету экономического смысла: а ну как их портал так и не выстрелит? Тогда инвестор окажется с кучей железа, которое рывком подешевело на 20% как только было вынуто из коробки. Больше того, я категорически посоветовал не брать денег у инвестора на такие глупости: парни, запускайтесь на том что есть под руками, если идея реально выстрелит и деньги попрут – все сложится само собой. На что мне ответили – мол, легко советовать «think poor» угощая завтраком в Rosso сидя за таблетпэцэ за $2500 и постукивая по столу HTC смартфоном. Действительно, как же так? Правильная ли это стратегия – think poor – или неправильная?

К бешенству всех паковщиков ответ звучит как всегда — «зависит от ситуации». Если мы говорим про professional services-бизнес, где основная задача – продать как можно больше времени Васи, то ситуация будет выглядеть так:

Давайте примем за отправную точку что бизнесу чтобы существовать нужно хотя бы выходить в ноль – то есть расходы бизнеса должны равняться его доходам.

  1. В отправной точке развития бизнеса доходы обычно минимальны – и для того чтобы выйти в ноль вам приходится всемерно сокращать расходы. На практике это значит что девелопер Вася, которого оплачивают по минимальному рыночному рэйту, покупая лишь 25-50% его времени, вынужден купить себе самый дешевый пригодный лэптоп, медленный интернет и обойтись без продвинутых тулов – просто потому, что в любой другой ситуации его расходы превысят доходы. Ни о каких инструментах повышения эффективности Васи речь не идет – наоборот, поскольку у него есть свободное время, он будет сам себе сводить балансовый отчет и переставлять Windows. Главная проблема Васи – как продать побольше часов?
  2. Через полгода Вася уже имеет несколько постоянных клиентов, которые занимают 110% его времени и платят по ставке чуть выше рыночной. Тут Васе пора думать – из 110% его занятости 60% — это время за которое ему платят, а 50% — «побочка». Главная проблема Васи – куда девать побочку? Её можно скинуть на толковую девочку-администратора. Если девочка стоит Х, а освобожденное время приносит Х*3 – выгода очевидна: 2Х отправляются в карман Васи, а удовлетворение от работы повышается, так как он скинул побочку. Плюс девочка может варить вкусный кофе, чего Вася не умеет. Во всем остальном Вася по прежнему think poor – потому что новый лэптоп или более быстрый интернет пока не окупятся тем временем, которое они выиграют.
  3. Прошло 3 года. Вася – один из самых толковых девелоперов в своей области, имеющий также репутацию меганадежного чела, потому что всегда делает в срок и с отличным качеством. Теперь Вася сам выбирает, с кем ему работать. Ему платят в 5 раз больше чем в среднем по рынку. Он привык быть загруженным на 150%. И при этом он понимает, что если он захочет продать еще 100 часов своего времени – он легко продаст. Проблема в другом – проблема в том, что этих часов тупо нет – его загрузка и так 150%. Он понимает, что оптимизировать количество продаваемого времени он больше не может – он и так работает 10 часов в день + суббота. Выход один – надо оптимизировать качество времени, то есть надо освобождать себе время внутри уже созданного графика. Как это делать? Та-дам! Вот тут идет автоматизация: то, что экономит время = увеличивает прибыль:
    1. То, что помогает избежать времени на сканирование нарисованного во время обсуждений – типа таблетпэцэ;
    2. то, что помогает проводить онлайновые совещания быстрее – типа GoToMeeting;
    3. то, что помогает создавать быстро нарисовать экизы интерфейса – типа Balsamiq;
    4. то, что помогает быстро работать с требованиями и видеть прогресс – типа FogBugz;
    5. и т.д.

Короче, think poor в этот момент перестает работать. Потому что $50 которые он съэкономил на покупке тула – это $250 которые он недозаработал на времени, которые мог продать.

Резюмируя: пока у вас много свободного времени – не парьтесь инструментами повышения личной эффективности, увеличивать то чего у вас и так хватает – дурная идея. А вот когда вы поймете, что отсутствие времени = недозаработанные деньги – вот тогда покупать надо однозначно.

Еще на эту тему:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *