Digital forensics - отчего умер Джон?

Про учебу №2: Учебный процесс

У нас принято повторять мантру — «зато у нас очень хорошее образование, лучше чем у них!» Что характерно, большинство повторяющих — не то что в Америке не учились, но даже и не представляют, как образование тут устроено. Я вам предлагаю самим составить впечатление — вот например я уже писал про профессоров и студентов, с которыми ты учишься, а теперь опишу учебный процесс.

  1. Ты сам определяешь программу учебы. У каждой специальности есть свой сore — 4 курса, которые обязательны к прохождению. Все остальное — решает сам студент и его академический советник, под конкретные карьерные цели или научные задумки. При этом в ряде университетов ты не то что не заперт внутри курсов своей кафедры — ты не заперт даже внутри своей школы. Это значит, что ты можешь например взять Statistical Methods в NYU Tandon, а можешь — в NYU Currant (при условии, что у тебя есть необходимые prerequisites — например, тебя не возьмут на Intro to Data Science если ты не прошел определенные мат. курсы или собеседование с профессором).
  2. У курсов — очень высокий темп и очень жесткие требования. «От сессии до сессии живут студенты весело» — это не здесь. Каждую неделю по каждому предмету ты получаешь новую проблему или набор проблем — при этом они как бы сказать — выносящие мозг. Типичные примеры проблем: «Вот три базы паролей. Про них ничего не известно. Ваша задача — из каждой добыть не менее 1000 с помощью своей собственной утилиты. Исходный код вашей утилиты — часть задачи. Объяснение ваших алгоритмов — как комментарии к коду или отдельной статьей.» «Итак, мы с вами выпустили версию 3 нашего процессора — теперь в ней есть конвейер, но вам теперь очевидно, что наш конвейер чувствителен к затыкам (pipeline stalls). К следующей неделе вы должны сдать версию 3.1 — в ней вы должны использовать материал этого семинара чтобы избежать всех типов затыков и рестарта конвейера».
  3. Кроме лекций и семинаров — очень много самостоятельного изучения. Каждый курс идет с основным учебником, парой вспомогательных (типа «если хочешь знать больше про то как компилятор оптимизирует код используя delayed execution slots — см. главу 12 в такой-то книге»), и subway reading как его тут называют (книга по теме, которая не требует интенсивной практики — можно читать в сабвее); плюс пачка чертовых papers — научных статей. (Часто домашняя работа — имплементация какого-нибудь адова алгоритма, описанного в статье.)

    Книги по курсу Computer Architecture I. Основной, самой толстой нет - она весит как кирпич, поэтому она у меня электронная.
    Книги по курсу Computer Architecture I. Основной, самой толстой нет — она весит как кирпич, поэтому она у меня электронная.
  4. Экзамены — 3 раза за семестр. Не считая раскиданных тут и там quizов — таких миниконтрольных, про которые никто вообще не считает нужным сообщать. Предполагается, что ты всегда на коне — так что нет никакой необходимости дополнительно про это говорить. Экзамены всегда включают вопросы по материалу, который не освещался на лекциях, и который ты должен был проработать сам.
  5. Списать — нереально. На каждом экзамене рассаживают за компы или по залу, плюс на каждую группу студентов полагается проктор — он постоянно ходит вокруг студентов и вдумчиво смотрит. Смотрит он на тему не спрашиваешь ли ты у кого ответы — потому что на большинстве экзаменов можно пользоваться и книгами и конспектами. Почему? Они тебе все равно не помогут — никто не спрашивает определений, тебя просят продемонстрировать понимание (написать алгоритм, исправить код, добавить новые возможности в процессор и т.д.)
  6. Заказать курсовую — нереально. Задания меняются каждое прочтение курса. Плюс здесь есть целая индустрия, которая занимается ловлей плагиаторов, и она работает на университеты. Плюс к этому — сдача проблем сета обычно предполагает пару вопросов «в последнюю минуту», если мямлишь — начинается интенсивный разбор решения. Так что если ты не владеешь материалом как своей рукой — ты его не сдашь, даже если его написал гений. Каждый месяц у кабинета дина рыдает пара умников, которые были уверены, что перехитрожопят контроль. Так вот — не перехитрожопят. Кстати, если пойман на плагиате \ не сам сделал — немедленное отчисление без права восстановиться.
  7. Не сдал — 0. Пропустил срок — 0. Пересдач — нет. Пересдать нельзя. Вообще никак. Ни уговорами, ни за деньги. Как только оценка попала в Albert — ничто не свете этого не изменит.

    Exam rules
    Как видите, оценивание довольно суровое, и часто является откровением для студентов из других культур обучения.
  8. Твои проблемы — это твои проблемы. «К следующей неделе вы должны сдать reference monitor для Seattle Testbed который делает вот это, написанный на repy.» Ручка бобо? Твои проблемы. Не знаешь командной строки Linux? Твои проблемы. Не пишешь на python? Твои проблемы. Не понимаешь multithreading & race conditions? Твои проблемы. Конечно, по курсу доступны Teaching Assistants, которые могут например объяснить тебе отличия locks в repy от locks в стандартном python — но объяснять тебе как ими пользоваться точно не будут.
  9. За тройки — отчисляют. В тот момент, когда твоя кумулятивная оценка упала до ниже 4 в пересчете на привычные «5 баллов» — ты на академпробации. На пробации можно оказаться дважды, на третий раз — дисквалификация, то есть отчисление. Несмотря на то что ты платишь за обучение, ага (вспомните, как относятся к платникам в ВУЗах СНГ).

И вот теперь представьте себе — вам надо взять на работу двух выпускников. Один закончил ВУЗ так, как описано выше. Второй закончил ВУЗ так, как обычно его заканчивают у нас. Кого из них вы выберете?

Вы все еще уверены в превосходстве нашей системы образования?

 

 

Еще на эту тему:

Про учебу №2: Учебный процесс: 4 комментария

  1. Молодец, Денис! Мы тобой гордимся! Студентов, очевидно, мало. А как же учатся отпрыски олигархов, властной элиты там?А остепененная научная эмиграация из России?Их-тысячи! Почему людей тянет в Америку?

    1. Спасибо, стараюсь.
      Они учатся в местных же университетах, но обычно — другой ветки: я учусь в очень приземленном университете (политехнические школы — обычно очень земные, выводят тебя в профессию, так сказать). Они же учатся в так называемых liberal arts школах, их цель другая — ввести тебя в мир и научить думать. А вот уже после этого ты выбираешь какую-то специализацию — law, public service (так здесь называется госслужба — заметь как ставятся акценты у нас и у них: «госслужба» и «public service»), economics etc.
      Почему тянет? Если на бытовом уровне — никто за тебя не решает, что ты должен делать, и дает кучу инструментов достижения целей.

  2. Уважаемый Денис!

    Спасибо за интересный рассказ. Но вот это «и как учат у нас» — было лишнее. Не знаю, где вы учились «у нас», но у нас в ИТМО, насколько я могу сравнить с вашим рассказом, не хуже (как минимум).

    Если хотите, по пунктам.

    1. «Ты сам определяешь программу учебы. У каждой специальности есть свой сore — 4 курса, которые обязательны к прохождению. Все остальное — решает сам студент и его академический советник…»

    Это всё решается на стадии выбора направления (которое можно менять). Ничего лишнего в программе нет. Три профильных предмета, два базовых и два общиих. Плюс очень много факультативных курсов, можно добирать, это поощряется.

    2. «У курсов — очень высокий темп и очень жесткие требования.»

    Ровно то же самое. Никакой «весёлой» жизни. Сон, еда, учёба, немного спорт. Выходных нет в принципе. В метро, в кафе — с планшетом. Иначе не вытянешь.

    3. «Кроме лекций и семинаров — очень много самостоятельного изучения.»

    То же самое. Только 40—50% дают в вузе, остальное сам. А вот бумажных книг, конспектов и методичек у нас нет воообще, всё только в электронном виде. Для учёбы необходимы ноут и планшет (можно читалку).

    4. «Экзамены — 3 раза за семестр. Не считая раскиданных тут и там quizов — таких миниконтрольных, про которые никто вообще не считает нужным сообщать.»

    Два раза в семестр — рубежки. Еженедельно — лабы и летучки (о которых тоже никто не сообщает). Плюс курсач и сессия, само собой. Плюс ещё аннотации, доклады и прочее, совсем непредсказуемое.

    5. «Списать — нереально.»

    Аналогично. Всё постоянно меняют, по большинству предметов нет фиксированных вопросов, преподы генерируют на ходу. Темы на лабы раздаются вразброс, предсказать, что будешь сдавать, нереально.

    6. «Заказать курсовую — нереально.»

    Аналогично. Препод гоняет по ней так, что если не знаешь каждую строчку кода, не защитишь. Постоянные ловушки в стиле «а если бы было вот так». Отвечать нужно очень быстро и точно, иначе ещё вопрос или иди готовься.

    7. «Не сдал — 0. Пропустил срок — 0. Пересдач — нет.»

    Здесь у нас мягче и строже одновременно. Пересдавать можно, но из-за того, что очень тяжело защититься с первого раза, см. п. 6. Но три несданные лабы — это вылет.

    8. «Твои проблемы — это твои проблемы.»

    Примерно также. Никто не требует объяснений или справок, потому что они не помогут. Исключение делают только для работающих да и то — просто разрешают сдавать экстерном и то не всё.

    9. «За тройки — отчисляют.»

    У нас мягче. Но не по всем предметам, большинство «сдал/не сдал». В остальном, см. п. 7.

    У нас на специальности может и нет преподов-«звёзд», как у вас, но две трети препод-состава — молодые, из них половина — кандидаты. Старые почти все — доктора. Программа достаточно современная, её постоянно обновляют. Излагают по-разному, но большинство — интересно. Плюс онлайн-курсы никто не отменял.

    И это у меня не самое тяжёлое направление. А в топовых вузах, особенно в Москве (друзья учатся, знаю из первых рук) жёстче намного. К сожалению, есть вузы «для диплома», коммерцию в образовании никто не отменял. Даже хорошие вузы держат одно-два модных направления, чтобы зарабатывать деньги. Но работодатели, как правило, в курсе. Абитуриенты тоже. Выбор за человеком.

    Ещё раз спасибо за рассказ.

    1. Добрый день, Сергей!
      Спасибо за большой и подробный комментарий, было очень интересно читать. Приятно видеть такие развернутые вещи, а не «аффтар пишы ысчо» и «кг\ам».
      Про ИТМО я уже читал в комментариях не фэйсбуке, и отметил что надо загуглить кто там и что там. Кроме того, есть еще две школы, которые близки по уровню. Итого — три. Вероятно, есть еще несколько, не попавших в поле зрения.
      Про ситуацию же в подавляющем большинстве остальных я знаю по студентам, которые приходили устраиваться на работу, и по преподавателям — которые приходили за тем же, потому что толковому специалисту, со всем уважением, в ныненшем вузе делать нечего.
      Здесь же я внимательно исследовал первую полусотню вузов моей специальности, и топ 12 — посетил лично, встречаясь и с преподавателями, и со студентами, и не ленясь заглядывать на занятия. И мое мнение — студенты более мотивированные и с более высоким начальным уровнем, преподаватели — с существенно более высоким как профессиональным, так и преподавательским уровнем, лаборатории, их техоснащение и его доступность — непередаваемо более высокого уровня.
      Но это, конечно, мое личное мнение.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *